SpyLOG







Вернуться назад


09.02.2012

Опасные игры ВАС РФ в тарифное регулирование


Нормативное регулирование тарифов, учитывающее монопольное положение организаций коммунального комплекса  и направленное на сдерживание роста тарифов, по факту может никак не сказываться на формировании тарифов.

В последнее время в судебных актах ВАС РФ прослеживается курс на расширение возможностей увеличения тарифов. Может так случиться, что причиной увеличения тарифного бремени будут уже не действия государственных органов, а именно правовая позиция высшего суда.
 
Совсем недавно ВАС РФ сделал вывод, что коммунальная услуга (возьмем для примера водоснабжение) – это сложный технологический процесс, включающий в себя множество стадий, и по каждой такой стадии возможно отдельное тарифицирование. Ранее нам представлялось, что виды услуг, на которые могут устанавливаться тарифы, как и порядок установления тарифов жестко регламентирован законом и постановлением правительства.

Теперь оказывается, что внутри услуг, на которые уже установлены тарифы, существуют как бы скрытые подуслуги, которые могут оказываться независимо, и за которые также необходимо дополнительно платить по самостоятельно устанавливаемым тарифам. Как вы понимаете, состав этих скрытых услуг остается абсолютно неопределенным и может ограничиваться только «технологичностью процесса» и фантазией организаций коммунального комплекса. В конкретном деле высший суд необходимость установления тарифов на услуги, не предусмотренные действующим законодательством, обосновал особенностями технологического процесса, сославшись на … внимание! - «Методические указания».

Таким образом, теперь при установлении тарифов на коммунальные услуги руководствоваться необходимо не постановлением правительства, в котором жестко прописаны виды тарифицируемых услуг, а особенностями технологического процесса этих услуг, в которые могут входить и другие услуги. Т.е. водой вас как снабжали, так и будут снабжать, но число сопряженных с этим процессом дополнительно оплачиваемых услуг по установленным тарифам может вырасти.

Здесь необходимо принимать во внимание, что тарифицирование, это палка о двух концах. Далеко не всегда регулирование тарифов – это благо для потребителя. Тарифы – это безусловная обязанность того же потребителя платить по установленным тарифам. Отчасти именно поэтому на сегодняшний день организации, никогда ничего общего не имеющие с тарифами на свои услуги, обращаются в энергетические комиссии за установлением на их услуги регулируемых цен.

Как это сделать экономически очень выгодно в пользу организации коммунального комплекса, также подсказал ВАС РФ.  Одним из основных принципов тарифного регулирования, закрепленного нормативно, является ведение раздельного учета организацией коммунального комплекса на осуществляемые виды деятельности. Данное требование к организациям коммунального комплекса является абсолютно оправданным и даже категорически необходимым, т.к. именно таким образом определяются те или иные затраты, в тех или иных пропорциях на тарифицируемый вид деятельности. Однако ВАС РФ абсолютно откровенно, без всякой двусмысленности, ссылается на необязательность соблюдения данного требования, установленного нормативно (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520). Как полагает высшая инстанция, совсем нет необходимости в раздельном учете, если для целей установления тарифов организация представила обосновывающие документы, подтверждающие ее затраты.

А дальше не менее интересная позиция ВАС РФ в части сроков действия тарифов. Как известно, закон жестко указывает, что тариф устанавливается на определенный период. С малолетства мы понимаем «период» как ограниченный промежуток времени, у которого есть начало и есть обязательно конец или, еще проще, это время от одного события до другого.

Но для судей ВАС РФ понятие «периода» (надеемся, что только в отношении тарифов) – это начало без конца.  Т.е. период действия тарифа не ограничен во времени; главное – не менее года, а остальное – исключительно  воля  организации коммунального комплекса. Когда организация посчитает необходимым подать заявку на изменение тарифов, тогда этот вопрос и будет рассматриваться. Если вы сделаете предположение, что организация сама заинтересована ежегодно менять тарифы (как бы для увеличения), то ошибетесь. Далеко не во всех случаях организация будет стремиться изменить установленные тарифы.

Как уже указывалось выше, благодаря ВАСу раздельный учет для организаций коммунального комплекса для целей установления тарифов теперь необязателен; для установления тарифов она должна представить материалы, обосновывающие ее затраты и расходы. Итак, за предыдущий отчетный период времени до установления тарифа (один год) организация понесла значительные расходы на деятельность, связанную с тарифицируемыми услугами – реальные, не придуманные на бумаге расходы. Но только такие расходы организация может нести раз в 10 лет а то и реже (модернизация, капитальный ремонт, замена оборудования, экспертизы и т.д.). 

Естественно, все эти расходы представляются в орган, устанавливающий тарифы. Исходя из представленных документов, регулирующий орган устанавливает тарифы для покрытия этой организацией всех текущих и капитальных расходов на один год (так как требование закона, действительно, не менее года).  Таким образом, организация коммунального комплекса за один год возмещает все свои расходы,  … ну а дальше суперприбыль до следующих значительных трат, после которых можно опять готовить документы на изменение тарифов.

Е. Власенко

 _____________________________________________________

 Информационно-правовое издание «Legis.ru» напоминает, что в соответствии со статьей 1274 Гражданского Кодекса РФ свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях допускается без согласия автора или иного правообладателя с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Таким образом, при свободном воспроизведении аналитической статьи, опубликованной на страницах информационно-правового издания «Legis.ru», просим в обязательном порядке указывать имя автора и источник заимствования, т.е. соответствующую страницу информационно-правового издания «Legis.ru», на которой размещена аналитическая статья. В любом ином случае, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1274 Гражданского Кодекса РФ, воспроизведение аналитической статьи запрещено.



Вернуться назад